Аптекам выгодно продавать дорогие импортные лекарства, которые вытесняют отечественные препараты

Фото: ShutterStock

Рост аптечных сетей в России за последние годы достиг небывалого уровня. Количество сетевых аптек в стране превышает 65 тыс. Половина фармацевтического рынка России находится под контролем 20 крупных сетей. Такая монополия вредит, прежде всего, здоровью и кошельку населения, а также интересам отечественных производителей медикаментов.

Для усиления контроля за фармацевтическим рынком страны в Государственной думе создана специальная межфракционная группа. Главными целями её работы стала защита прав отечественных производителей лекарств и повышение доступности медикаментов для социально незащищённых слоёв населения.

Аптечные монополисты мало заботятся о нуждах россиян. Они заинтересованы в росте своих сетей и увеличении прибыли. Это приводит к тому, что предложение в российских аптеках свелось к 5-10 дорогостоящим импортным препаратам, которые часто являются аналогами друг друга.

Если покупатель проявит настойчивость, фармацевт может порекомендовать ему недорогой отечественный заменитель. Однако не все знают даже о том, что такие медикаменты существуют, поскольку врачи также обычно назначают импортные лекарства.

Спрос подогревает и активная реклама медикаментов, которая запрещена в большинстве стран Европы. Она стимулирует население к самолечению и излишнему потреблению лекарственных средств с непредсказуемым результатом, снимает ответственность с врачей, а также способствует развитию рынка поддельных препаратов.

Отечественные производители медикаментов подвергаются настоящей дискриминации. За право предлагать свою продукцию в сетевых аптеках они должны внести «входной взнос» в сумме 30-40% от оборота, что для них совершенно невыполнимо. Власти намерены ужесточить контроль за работой аптечных сетей и усилить поддержку отечественных фармпроизводителей.

Проблемы аптечного рынка не оригинальны. Поэтому многие страны Европы ввели законодательные ограничения, препятствующие монополизации фармацевтического рынка:

  • количество аптек на одного владельца не должно превышать 4-5;
  • в некоторых странах владельцем сети может быть только профессиональный фармацевт с соответствующим образованием и большим опытом работы;
  • работающие в сети специалисты обязаны иметь профессиональный стаж не менее 3-5 лет;
  • аптечная сеть не должна быть зависимой от определённых производителей и торговых марок;
  • каждая аптека должна находиться на расстоянии не менее 500 м от других сетевых заведений;
  • одна аптека должна обслуживать не менее 3 тыс. потребителей, живущих в прилегающем районе;
  • доля аптек каждого владельца не должна превышать 1% от общего числа фармацевтических учреждений в стране.

По мнению специалистов, аптеки в России должны приобрести социальную направленность, стать инструментом медикаментозного обеспечения населения и частью системы государственного здравоохранения. Сейчас аптечные сети больше напоминают обычные торговые лавки, ориентированные на ритейл и максимальную прибыль, а не на интересы граждан.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.