Российский двигатель РД-180 имеет большое значении для мировой космической отрасли

Фото: ShutterStock

В Москве 6 апреля 2017 года были объявлены лауреаты престижной международной премии в области энергетики «Глобальная энергия». Участником комитета по присуждению «Глобальной энергии» был лауреат премии 2012 года, всемирно известный разработчик космических двигателей, возглавлявший российское научно-производственное объединение «Энергомаш» Борис Каторгин. который создал жидкостной российский двигатель РД-180.

США закупают российский двигатель РД-180 для ракет-носителей Atlas, несмотря на введенные антироссийские санкции. В преддверии объявления лауреатов «Глобальной энергии» — 2017 Борис Каторгин рассказал в интервью СМИ о судьбе проекта РД -180. А также о создании в США аналогов российским силовым установкам, о сфере применения сверхтяжелых ракет, а также о значении для мировой космической отрасли прорыва компании SpaceX, осуществившей первый успешный повторный пуск возвращаемой ступени ракеты-носителя Falcon 9.

Что рассказал генеральный директор производителя российского двигателя РД-180

 

НПО «Энергомаш» с  уважением относится к разработкам американских коллег из компании Blue Origin, так как это стимулирует к совершенствованию собственной продукции.

Генеральный директор «Энергомаша» Игорь Арбузов заявил, что американская замена российских РД -180 должна наработать многолетнюю положительную лётную статистику, чтобы подтвердить параметры для заказчиков.

Ранее сообщалось, что основатель частной космической компании Blue Origin Джефф Безос, создатель американского ракетного двигателя-конкурента российского РД-180, заявил об успехе первых огневых испытаний своей модели BE — 4 на наземном стенде.

«Любой рынок должен быть конкурентным, и мы с большим уважением относимся к тому, что делает компания Blue Origin. Это подстегивает нас развиваться и совершенствовать свою продукцию. Вместе с тем надо понимать, что двигатель BE-4 должен еще пройти летные испытания в составе ракеты, чтобы подтвердить свои параметры. Поэтому впереди у наших коллег еще много работы до того момента, как двигатель можно будет эксплуатировать», — сказал Игорь Арбузов.

Характеристики российского двигателя РД-180

Жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины РД-180, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами.

Разработан и производился РД-180 – ОАО

«НПО Энергомаш им. Академика В.П. Глушко».  В нем используется топливо:

  • горючее — керосин;
  • окислитель – жидкий кислород.

РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170.

Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов.

А также регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего составляет 2,72, а дросселирование возможно в диапазоне 40 -100 %.

Откуда появилась версия, что РД-180 американский двигатель

Однако Андрей Шипилов (советский и российский писатель и журналист) заявил, что ракетный двигатель РД-180 не российский, а американский.

Если верить Шипилову, то американский.

«Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у «Энергомаша» был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.

В результате «Энергомаш» «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соответствии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка».

«Так что все американские «Атлас 5» сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России».

Для соответствия поставок, по американскому законодательству совместным производителем РД-180 действительно считается «Pratt & Whitney».

Производитель двигателя — НПО «Энергомаш» и «Pratt & Whitney» никаким образом к этому не причастно, поскольку 100% двигателя собирается в России и из российских материалов, а техническая документация действительно была передана в рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года.

Американцы имели полное право на выпуск этого двигателя у себя, но, по мнению многих, не смогли.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.