Николай Никифоров доложил Правительству РФ о развитии современных услуг связи

Фото: ShutterStock

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров выступил на заседании Правительства РФ, где рассказал об обеспечении доступности современных услуг связи на территории РФ. Приводим полный текст его выступления.

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Обеспечение жителей Российской Федерации современными услугами связи, безусловно, одна из ключевых задач нашего министерства. Уровень проникновения связи в городской и сельской местности пока еще очень сильно различается, и вы можете увидеть конкретные цифры на слайде №2.

Почему такая разница между городом и селом? Ответ здесь очевиден. В малых населенных пунктах оператор связи и так-то не может окупить свои затраты на необходимое оборудование, да еще и базовой инфраструктуры там нет. В самих населенных пунктах можно найти электричество, но магистрального канала связи из села до райцентра нет. А если говорить реалистично, то на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке зачастую даже райцентры не могут похвастаться тем, что имеют магистральный канал связи, к примеру, до столицы субъекта Российской Федерации. Поэтому в наших малых селах и нет быстрого и недорогого интернета.

Конечно, спутниковую связь установить можно практически везде, но это способ очень дорогой, и, честно говоря, связь достаточно медленная. Это точно не продукт для массового потребителя. По этим же причинам в селах нет и мобильного интернета, к чему мы привыкли в крупных городах, связи третьего поколения, четвертого поколения — 3G, 4G, как мы ее называем, стандарт связи LTE.

За два года работы нашему министерству удалось реализовать комплексную реформу в отрасли связи и заложить основы для дальнейшего многолетнего роста. Отдельно подчеркну, что при этом мы не тратим ни копейки денег налогоплательщиков, отрасль все финансирует сама через механизм двух отдельных видов платежей, которые прямо предусмотрены в федеральном законе “О связи”. Это статьи 23 и 60.

На третьем слайде вы видите две ключевые составляющие нашей реформы.

Первая — это так называемая реформа универсальных услуг связи. В статье 60 федерального закона предусмотрен принцип, что 1,2% всей выручки операторов связи страны (то есть это включено в наш базовый тариф оказания услуг связи) целевым образом зачисляется в так называемый фонд универсальных услуг. Это не налоговый платеж, это целевой сбор для решения конкретной задачи.

В год мы собираем около 14 млрд рублей. За долгие годы на эти деньги удавалось поддерживать лишь сеть таксофонов и так называемых пунктов коллективного доступа. В нашей стране 148 тыс. таксофонов, они установлены действительно практически в каждом селе и обеспечивают связь, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. Это важнейшее инфраструктурное достижение, которое существует.

Но какого сельского жителя сегодня, в 2015 году, удивишь таксофоном? Они все справедливо требуют интернет, причем скоростной и недорогой. Эту задачу, кстати, они ставят во главу угла и губернаторам.

Нам удалось сделать так, что за те же деньги, не демонтируя, не разрушая сеть таксофонов, не отключая их, мы в том числе построим волоконно-оптические линии связи до всех населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 жителей.

Вторая составляющая этой реформы — это изменение нормативно-правового регулирования, в рамках которого в населенных пунктах с численностью более 1 тыс. жителей поэтапно гарантированно появится сотовая связь, а во многих из них — еще и скоростной мобильный интернет.

На четвертом слайде вы видите основные параметры нашего амбициозного инфраструктурного проекта по строительству оптики. Не могу не отметить, что сегодня это действительно самый крупный в мире проект по строительству линий связи в малые населенные пункты — 215 тыс. км, 13,8 тыс. сел, около 5 млн человек напрямую проживают в них. Но, еще раз подчеркну, это лишь села на 250–500 жителей. Очевидно, что кабель по пути к этим малым селам пройдет и через другие населенные пункты. Так вот по пути к ним мы планируем охватить связью населенные пункты с 37 млн жителей, даже значительно больший объем.

Мы считаем, что Россия действительно может гордиться этим проектом. Признаюсь честно, наши зарубежные коллеги, когда изучают его технические параметры, даже с недоверием относятся к тому, что с такой территорией, таким сложным рельефом и климатом через несколько лет в России 97% населения будет иметь возможность скоростного и недорогого доступа в сеть. 97% означает лишь то, что 3% жителей у нас проживают в населенных пунктах менее 250 человек.

Для того чтобы эта услуга была действительно доступна всем, мы считаем, что должен быть регулируемый государством тариф, который действительно должен быть ниже рынка в силу того, что здесь применяется особый принцип строительства. Сейчас мы с ведомствами согласовываем тариф 45 рублей в месяц. Даже если он будет чуть выше — 50 рублей или, к примеру, 70 рублей, — все равно очевидно, что это серьезный прорыв с точки зрения обеспечения массового потребителя такими качественными услугами.

Обязанность по оказанию универсальных услуг связи Правительством возложена на компанию “Ростелеком”, и мы считаем, что это пример чрезвычайно эффективного государственно-частного партнерства. В рамках контракта уже согласован план строительства на 2015–2018 годы, а 17 февраля (буквально неделю назад) мы в селе Михайловское Костромской области открыли первый такой пункт коллективного доступа. То есть это уже не просто какая-то теория и слова, это уже реальные дела, реальное строительство. В феврале 2014 года Президент подписал поправки в федеральный закон “О связи”, в феврале 2015 года уже первый кабель дошел до первого населенного пункта.

Разрешите также остановиться на вопросе развития сотовой связи и мобильного интернета.

На пятом слайде вы видите новый подход к методике взимания платы за радиочастотный спектр. Раньше операторы платили за каждую отдельно установленную базовую станцию. Чтобы связь была лучше и чтобы связь пришла в малые населенные пункты, их надо ставить больше. А чем больше они ставили, тем больше они платили.

Мы перешли к принципу, когда плата взимается за конкретную территорию, конкретную частоту. То есть неважно, сколько базовых станций ты устанавливаешь, — тариф один и тот же. Проще говоря, обеспечивая большее покрытие и более качественную связь, мы тем самым стимулируем операторов именно на такие инвестиции.

На шестом слайде — суть нашей реформы по введению принципа технологической нейтральности. У нас все было очень сложно зарегулировано. В конкретной полосе частот можно было оказывать услуги строго определенным образом. Это было барьером на пути внедрения самых современных технологий связи.

Только мы внедрили технологическую нейтральность — сразу же операторы этим воспользовались. Они обеспечивают бо́льшую площадь радиопокрытия меньшим числом базовых станций. Сразу же в 19 субъектах Российской Федерации появился новый стандарт связи LTE. Все федеральные операторы мобильной связи заявили, что в 2015 году они будут использовать именно этот подход для развития сетей связи четвертого и третьего поколений. На слайде вы видите те темпы, которыми именно эти новые стандарты сейчас внедряются в России: в пять раз выросло количество базовых станций LTE всего лишь за год, с 6800 до уже 37 тыс. Эта стройка продолжается.

Слайд 7 иллюстрирует суть реформы по возможности совместного использования базовых станций. Актуальность инициативы подтвердили как минимум два крупнейших федеральных оператора, и уже договорились, что дальше инфраструктуры будут строить меньше. Раньше это нормативная база просто не позволяла сделать. При этом руководство компаний подчеркивает, что совместное строительство позволяет сэкономить 25% капитальных затрат и 50% операционных затрат. Очевидно, что это опять же позволит связь провести туда, где ее никогда не было.

Теперь перейду к проблемам, нашим просьбам и проекту протокольного решения.

Обеспечить современными услугами связи населенные пункты более 500 жителей, от 500 до 10 тыс. человек, мы считаем, нужно совместными усилиями. “Ростелеком” прокладывает кабель, операторы сотовой связи устанавливают необходимые базовые станции. Это потенциально коснется 37 млн жителей нашей страны.

Мы предлагаем рассмотреть решение по обеспечению такого подхода за счет целого ряда дополнительных правовых инициатив.

Первое – это ускорение внесения поправок в законодательство Российской Федерации, разрешающих совместное использование радиочастотного спектра.

Второе — это обеспечение работы маломощных базовых станций в отдаленных населенных пунктах по заранее согласованному частотно-территориальному плану. Операторы сейчас вынуждены каждый раз его разрабатывать заранее. Мы хотим все это им подготовить и, по сути, пустить их на готовую уже радиочастотную инфраструктуру. Это все есть в проекте решения.

Теперь про финансирование, это в проект решения у нас пока не вошло.

Мы считаем, что целевые средства, собранные в рамках отчислений операторов за универсальные услуги связи, могут расходоваться только на универсальные услуги связи — собственно, так определено федеральным законом. Но, по данным за 2014 год, мы недополучили 802 млн рублей, то есть деньги мы исправно собрали, но вместо решения целевой задачи — строительства оптики в селах, поддержки таксофонов — они пошли на другие задачи бюджета.

По 2015 году еще более тревожная ситуация. У нас план собрать около 14,5 млрд рублей, но из проекта поправок в бюджет, которые мы сейчас готовим вместе в Правительстве… Нам уже говорят, что потратить мы разрешим лишь 11,5 млрд, а 3 млрд опять будут перераспределены в рамках общего принципа единого бюджета, единого бюджетного котла, на другие задачи. Мы считаем, что если мы таким образом, задним числом, будем менять эти правила игры, то, конечно же, российские операторы не смогут реализовать эту самую крупную стройку в мире.

Мы просим, Дмитрий Анатольевич, дополнительного поручения нам совместно с Минфином проработать этот вопрос и найти все-таки возможность не трогать этот целевой фонд. Нужно отдать отрасли то, что она собирает, потому что от нас результатов сегодня ждут уже 42 млн жителей страны, и они ждут конкретно, когда в каждое село придет волоконно-оптическая линия связи.

На девятом слайде — еще один возможный источник для того, чтобы поддержать этот проект, — это так называемые платежи за радиочастотный спектр. Приведены цифры за 2014 год. Объем неизрасходованных средств, собираемых операторами за радиочастотный спектр, составил около 7 млрд рублей (38%). Они пошли тоже на другие нужды, не предусмотренные законом “О связи”. За три года объем этих дополнительных изъятий из целевых статей уже составил около 20 млрд рублей. Мы считаем, что если целевым образом полностью использовать эти средства, то мы сможем гораздо быстрее достичь поставленных целей.

Как отраслевой министр я здесь защищаю интересы отрасли, защищаю право наших граждан на оперативный доступ к самым современным услугам связи. Еще раз подчеркну, что мы не просим ни копейки из налоговых доходов в бюджет. Отрасль сама финансирует это внутри себя. Примерно через пять лет мы будем одной из самых подключенных, если можно так сказать, стран в мире. Но нельзя вторгаться в принципы этого самофинансирования, потому что это просто подорвет основу реформы.

Прошу поддержать предложенный подход министерства».

26 Февраля 2015 17:16
Источник: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации


25.12.20240

Служба внешней разведки России сообщает о тревожной ситуации, складывающейся в Молдавии. Кишинёв, по всей видимости, открыто демонстрирует свои намерения, осуществляя...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.