Куратор Московской биеннале: «Это будут захватывающие 10 дней»
Куратор Московской биеннале современного искусства Николаус Шафхаузен на днях посетил открывшуюся в Риге выставку художницы Иевы Эпнере, которая будет представлять на этом форуме Латвию.
Генеральным партнером биеннале, начинающейся 22 сентября в Москве на ВДНХ, выступил ведущий частный банк Латвии Rietumu.
В данном в Риге интервью куратор биеннале и директор Кунстхалле в Вене Николаус Шафхаузен (Nicolaus Schafhausen) рассказал о том, как проходит подготовка к форуму, и как он оценивает творчество латвийской художницы.
В чем, на Ваш взгляд, главное отличие Московской биеннале от многочисленных других проектов, в которых Вы принимаете участие?
На этой биеннале мы услышим ведущих спикеров в сфере современного искусства. И вместе с ними будем искать ответ на важные вопросы, прежде всего: как жить вместе в современном мире, в котором политическая и социологическая обстановка достаточно сложная? Подходят ли друг другу Россия и Европа в эмоциональном и интеллектуальном плане, или же мы живем в совсем разных мирах?
Очевидно, что системы и государственный уклад различаются, но живем ли мы в действительности в разных мирах, или эта разница достаточно иллюзорна – вот что важно. И я думаю, что главный вопрос в этой связи, на который надо найти ответ, – как мы сочетаемся друг с другом и к чему стремимся.
К тому же «событийная», дискуссионная часть биеннале будет достаточно сжатой. У нас всего 10 дней, а программа очень насыщенная, так что будем засиживаться до позднего вечера…
Будет ли в Москве что-то принципиально новое, чего мы еще не видели?
Даже сам формат этой биеннале является новшеством. То, что обычно растягивается на пару месяцев, мы намерены уложить в 10 дней. И я уверен, что это будут захватывающие 10 дней – 80 участников из 23 стран!
Состав кураторов тоже интересен. Помимо меня, немца по происхождению, это будут бельгиец Барт де Баре (Bart De Baere – директор музея современного искусства MUHKA в Антверпене), и Дефне Айас, которая родилась в Турции (Defne Ayas – директор Центра современного искусства WittedeWith в Роттердаме). Это интересное сочетание, особенно учитывая, что ни один из нас не является русским.
И еще на этой биеннале будут представлены новые интересные фильмы, которые сейчас находятся в стадии съемки.
Как проходит подготовка к биеннале?
Когда нас, кураторов, пригласили принять участие в биеннале, планы были несколько другими. Но из-за санкций ЕС по отношению к России бюджет значительно сократился – с 2 миллионов до 800 тысяч евро.
Так что пришлось внести коррективы в концепцию. В результате мы решили, что
не будем транспортировать «физические» работы, что весьма необычно для биеннале. Мы решили, что мы будем показывать фильмы, видео, будет много дебатов и встреч. Решили создать нечто похожее, образно говоря, на выставку-фестиваль, длящийся 10 дней.
На мой взгляд, это очень интересный, захватывающий эксперимент. Это подтверждают и оценки со стороны общества, которые мы уже получаем.
Расскажите о своей работе с Иевой Эпнере. Каково ваше отношение к ее творчеству?
Иева Эпнере – одна из ключевых фигур нынешней биеннале. Подготовка идет хорошо, посмотрим, что из этого получится, ведь Москва – большой город, и тут на все требуется больше времени.
Иеву я знаю уже давно – я был ее предподавателем, когда она училась в Генте (Бельгия). Она была одной из 24 студентов, и при этом единственной, кого я сразу определил как художника, создателя.
Я считаю, что Иева – олицетворение современного художника, такого, каким он должен быть сегодня. Она творит на двух уровнях – эмоциональном и интеллектуальном. То, что она делает, создается одновременно на эмоциональной, академической и интеллектуальной основе. Это очень важно, скажу больше – великолепно, редкий художник так может.
Эти последние работы Иевы я до открытия выставки не видел и приятно удивлен ими. Они символизируют главный вопрос – вопрос принадлежности. Ее выставка – о чувстве принадлежности к удивительному месту, в котором она побывала (ныне заброшенный бывший советский шахтерский поселок «Пирамида» на норвежском острове Свальбард). В своих работах Иева метафорически и очень эмоционально интерпретирует принадлежность к «Пирамиде», тоску и стремление. Это очень трогательно.
24 Августа 2015 13:21
Источник:
- 7:30 Сбережения в рублях: Крайний срок 6 ноября — что нужно знать?
- 5:15 Голикова пообещала 13-ю пенсию: перед Новым годом россияне получат от 6 до 18 тысяч рублей
- 3:10 Зеленая Змея дарит удачу: какие знаки Зодиака окажутся на седьмом небе в 2025 году?
- 1:05 Зонд «Вояджер» отключился: новые сигналы на неожиданной частоте
- 22:10 Опасные добавки: Как БАДы могут спровоцировать сердечную аритмию
- 20:05 Профессор рассказал, как осенью спасти свои волосы от выпадения
- 18:50 В Подмосковье обнаружено тайное детское кладбище
- 14:00 Это совершенно: Учёные нашли идеальную форму пивного бокала