ТОП-5 фильмов ужасов времен СССР, заставлявших зрителей дрожать от страха

Фото: ShutterStock

Фильмы ужасов всегда привлекали внимание зрителей и оставались одним из самых популярных жанров в кино. Даже в Советском Союзе создавались картины, способные напугать. Многие считают, что этот жанр стал особенно популярным в начале 2000-х, однако это не так. Первые фильмы ужасов начали сниматься в СССР ещё в 1925 году. С течением времени режиссёры искали новые способы передать атмосферу страха и жути, и у них это получалось. Хотя старые советские фильмы не могут соперничать с современными по уровню спецэффектов и графики, они всё же полны мистики и напряжения. В статье Life.ru рассматриваются пять советских фильмов ужасов, которые смогли запугать зрителей по всей стране. Об этом пишет 1rre.ru

Пять советских хорроров, оставивших след в культуре СССР

«Вий» — 1967 год

Фильм «Вий» является одним из самых известных и культовых произведений в жанре ужасов, созданных в Советском Союзе. Эта картина, вышедшая в 1967 году, основана на одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, который славился своим увлечением мистикой и темными сторонами человеческой природы. В «Вие» Гоголь мастерски передает атмосферу страха и неизведанного, что и было удачно воплощено в кино.

Съемки фильма сопровождались множеством таинственных событий и слухов, что добавляло дополнительный интерес к картине. Говорили, что на съемочной площадке происходили странные и даже пугающие происшествия, что только подогревало интерес зрителей. Однако позже выяснилось, что эти истории были частью рекламной кампании, организованной для создания ажиотажа вокруг фильма. Несмотря на это, «Вий» действительно стал настоящим явлением в советском кинематографе, завоевав сердца многих зрителей.

В итоге, фильм стал лидером проката в Советском Союзе и даже был экспортирован в другие страны, где также пользовался огромным успехом. Его уникальная атмосфера, визуальные эффекты и запоминающиеся персонажи сделали «Вия» классикой, которая до сих пор вызывает интерес и обсуждение.

«Дикая охота короля Стаха» — 1979 год

В 1979 году на экраны вышел советский триллер, который мгновенно завоевал популярность у зрителей, несмотря на то, что не все критики оценили его по достоинству. Сюжет картины вращается вокруг молодого фольклориста по имени Андрей, который, стремясь собрать народные предания, отправляется в загадочное Белорусское Полесье. Здесь он останавливается в доме местной жительницы Надежды Яновской, которая делится с ним тревожной историей о короле Стахе — ужасном существе, охотящемся на её род. Надежда оказывается последней представительницей своего рода, и её слова о скорой смерти накладывают на Андрея ответственность — он решает помочь женщине и разобраться в таинственных событиях, окружающих её семью. С каждым новым фактом, который он раскрывает, триллер становится всё более напряжённым, погружая зрителей в атмосферу мистики и страха.

«День гнева» — 1985 год

Фильм ужасов, о котором идет речь, действительно уступает своим современным аналогам в ряде аспектов, таких как наивность, качество спецэффектов и немного странный сценарий. Однако стоит помнить, что данный фильм был снят в 1985 году, когда жанр ужасов только начинал развиваться в Советском Союзе. История о странных существах, созданных учёным и угрожающих человечеству, в то время была свежей и оригинальной. Важно отметить, что на тот момент в США уже были выпущены такие культовые фильмы, как «Звёздные войны», в то время как советские кинематографисты только начали осваивать создание качественного и зрелищного кино. Несмотря на некоторые детские элементы сюжета, актёры, сыгравшие в фильме, проявили высокий уровень мастерства. Таким образом, для всех интересующихся советским кинематографом «День гнева» представляет собой обязательный к просмотру фильм, который, несмотря на свои недостатки, оставляет после себя определённое впечатление.

«Господин оформитель» — 1988 год

Сюжет картины разворачивается вокруг художника-оформителя Платона Андреевича, который ищет вдохновение для своего нового проекта. В поисках модели он встречает юную и прекрасную девушку по имени Анна. Она привлекает его внимание своей утонченной красотой и необычайной грацией. Платон решает, что именно Анна станет его музой и моделью для манекена, который он собирается создать.

Однако радость художника омрачена известием о том, что Анна страдает от чахотки — тяжелой и неизлечимой болезни. Несмотря на это, Платон продолжает работать с ней, и в процессе их общения между ними завязываются теплые отношения. Он восхищается её внутренним миром, её стремлением к жизни, несмотря на тяжелую болезнь. Каждый штрих, который он наносит на холст, становится не только изображением, но и отражением их взаимопонимания, их чувств.

Когда работа над манекеном завершается, художник понимает, что он вложил в неё не только свою мастерскую руку, но и частичку своей души. Однако счастье Платона оказывается мимолетным — вскоре Анна умирает, оставив его в глубоком горе и одиночестве. Время проходит, и Платон погружается в работу, пытаясь забыть о своей утрате.

Через шесть лет художника приглашают на новое задание — оформить дом богатого человека. Платон, не ожидая ничего особенного, приезжает на место, но, увидев жену заказчика, впадает в ступор. Она выглядит точно как его покойная модель Анна. Это потрясение вызывает в нём бурю эмоций и вопросов. Как такое возможно? Неужели мир настолько мал, что он может столкнуться с живым отражением своей утраты?

«Семья вурдалаков» — 1990 год

Фильм, основанный на рассказе Алексея Толстого, представляет собой жуткий и завораживающий ужастик о вампирах, погружающий зрителей в атмосферу русской глубинки. Сюжет разворачивается в маленьком посёлке, куда приезжает московский журналист в поисках вдохновения и новых историй. Молодой человек останавливается в доме местной семьи, недавно пережившей утрату — они похоронили своего дедушку. На первый взгляд, всё кажется обычным, но ночные события быстро меняют восприятие реальности.

С наступлением темноты мертвец, вернувшийся из могилы, начинает навещать дом, чтобы забрать своего внука. Этот элемент сюжета, основанный на русских народных поверьях о мертвецах и вампирах, добавляет дополнительную жуть и напряжение. Однако, несмотря на критику со стороны экспертов, касающуюся сценария и операторской работы, фильм поражает своей реалистичностью. Вампиры в этом произведении выглядят гораздо более устрашающе и правдоподобно, чем их западные аналоги, что создает уникальную атмосферу страха, завораживая зрителей с первых кадров.


27.09.20240

Профессор ВШЭ и бывший начальник международно-договорного управления, а также заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России (2000-2009) генерал-лейтенант...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.