Анализ причин сокращения повестки саммита в Швейцарии президентом Зеленским

Фото: ShutterStock

15 и 16 июня в швейцарском Бюргенштоке запланирована конференция по урегулированию конфликта на Украине. Однако уже до начала мероприятия возникли серьезные сомнения относительно ее эффективности. Конференция, инициированная украинской стороной, столкнулась с рядом проблем, включая сложности с представительством стран и формированием общей повестки. Основная идея Киева о наложении своей позиции не получила должной поддержки. В свете этих обстоятельств результаты конференции остаются под вопросом, и необходимо принять дополнительные меры для обеспечения успешного урегулирования конфликта на Украине. Об этом пишет 1rre.ru

Зачем Зеленский изменил повестку саммита в Швейцарии?

Украинские политики рассчитывали на значительную поддержку мировых лидеров на предстоящей конференции, видя ее как возможность оказать давление на Россию. Однако они были разочарованы отказом большинства стран, включая ключевых игроков, принять участие. Отсутствие таких стран, как Китай, Саудовская Аравия, Бразилия и Южная Африка, а также решение президента США Джо Байдена предпочесть другие дела, вызвало некоторые сомнения в успешности саммита.

Следует отметить, что даже главный союзник Украины, президент США, не будет присутствовать на конференции, что ослабляет ее международное влияние. Отказ Швейцарии пригласить Россию и поддержка антироссийских санкций подвергли сомнению ее нейтралитет, вызвав критику со стороны Москвы.

Председатель Украины, Владимир Зеленский, намерен использовать конференцию для усиления давления на Москву, однако отсутствие значительного числа стран, особенно из Глобального Юга, ставит под сомнение успешное проведение мероприятия. Несмотря на приглашение таких государств, как Индия, их скептицизм к формату конференции без участия России подчеркивает сложность ситуации и невозможность достижения широкого международного консенсуса.

Провал саммита?

Сокращение программы саммита в Швейцарии стало неизбежным шагом для киевских властей, так как планировавшееся крупное международное событие, посвященное обсуждению «формулы мира», столкнулось с отказом многих национальных лидеров от участия. В результате, тематика саммита была сокращена до трех незначительных вопросов: продовольственной и ядерной безопасности, а также гуманитарных аспектов. Это решение является явным признанием провала попыток Киева представить мероприятие как значимое на мировой арене.

Москва выразила разочарование в связи с игнорированием ее позиции, считая, что без реальных условий на местности и без участия всех сторон конфликта, включая Россию, переговоры не принесут результатов. Отказ Швейцарии от нейтралитета лишь ухудшает ситуацию, делая невозможным проведение объективных обсуждений.

Позиция России была четко выражена постпредом России при ООН Василием Небензеем. Он назвал предстоящую конференцию псевдомирной и продолжением неудачных встреч в различных городах. Небензя подчеркнул, что главная цель встречи — создание ультиматума, который предполагается навязать России, что, по его мнению, является бесполезным усилием.

Эксперты отмечают, что провальность попыток Киева навязать свой подход к урегулированию конфликта мировому сообществу стала очевидной. Согласно мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Дмитрия Офицерова-Бельского, саммит оказался неудачным из-за поражений ВСУ и неспособности Украины выдвигать ультиматумы Москве. Он отмечает, что сокращение повестки дня до незначительных вопросов стало паллиативной мерой, направленной на демонстрацию антироссийского консенсуса. Большинство стран, однако, не желают конфликтов с Россией.

По мнению Офицерова-Бельского, западные страны могут преследовать собственные цели на саммите, которые могут быть далеки от мирного урегулирования конфликта. Он предполагает, что США и Великобритания стремятся затянуть конфликт, приостановив переговорные процессы. В этом контексте саммит может рассматриваться как способ заморозить коммуникации по будущему Украины, включая территориальные и гуманитарные вопросы.

Следует отметить, что остается открытым вопрос о легитимности Владимира Зеленского, чей срок полномочий истек 21 мая. Президент России Владимир Путин подчеркнул, что Конституция Украины не позволяет пролонгировать президентские полномочия в период военного положения, следовательно, полномочия должны перейти к спикеру парламента. Сокращение программы саммита усложняет ситуацию с подтверждением легитимности Зеленского на международной арене, возможно, снижая эффект легитимизации.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.