Будущее на дорогах: перспективы широкого использования беспилотных автомобилей в России

Фото: ShutterStock

К началу 2023 года Россия планирует быть полностью готовой к внедрению беспилотных автомобилей на дороги общего пользования для перевозки людей и грузов без необходимости наличия инженера-оператора в салоне. Подробности плана этапного внедрения высокоавтоматизированных транспортных средств были раскрыты в материале газеты «Известия». Согласно представленной отраслью информации, к концу 2020 года планируется разработать инструкции по расследованию дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей без водителя, а в 2021 году — условия страхования для этих транспортных средств. Основные пункты плана получили поддержку со стороны Министерства экономического развития. Также другие ведомства готовят свои предложения по данному вопросу. Эксперты, в целом, одобрили дорожную карту, однако высказали сомнения относительно реалистичности сроков ее реализации. Об этом пишет 1rre.ru

Когда беспилотные авто станут обыденностью в России?

К началу 2023 года Россия планирует полностью готовиться к использованию беспилотных автомобилей на общественных дорогах для перевозки пассажиров и грузов без необходимости присутствия в салоне инженера-оператора. Для этого была разработана дорожная карта поэтапного внедрения беспилотных автомобилей в стране, которая была представлена компаниями «Яндекс» и Сбербанк с участием «ГАЗа» и «КамАЗа». В апреле этот план был направлен в соответствующие министерства, и информация об этом была опубликована в газете «Известия».

Предложенный компаниями план мероприятий для поэтапного внедрения высокоавтоматизированных транспортных средств (ТС) включает в себя три этапа с 27 пунктами. Этот план предусматривает постепенное внедрение технологии беспилотных автомобилей в стране, что способствует повышению безопасности и эффективности транспортной системы. Данный шаг является важным для развития автомобильной промышленности и инновационных технологий в России.

В предлагаемых изменениях к постановлению правительства 1415 до октября текущего года предусматривается расширение возможностей тестирования автономных транспортных средств. Планируется исключить обязательное наличие человека в салоне при испытаниях на закрытых территориях. Также внесены предложения о разрешении коммерческой эксплуатации таких машин, например, в качестве такси, но с оператором на водительском сиденье. Представители компании «Яндекс» высказали мнение, что для сохранения высоких темпов развития технологии необходимо появление новых возможностей в настоящее время.

К сентябрю планируется представить в Госдуму законопроект, который подробно определит права и обязанности всех участников процесса автономной эксплуатации транспортных средств.

К концу года также планируется разработать и утвердить рекомендации по расследованию ДТП с полностью автоматизированными транспортными средствами, а также согласовать стандарт передачи данных между автомобилем и инфраструктурой (V2X). Кроме того, в течение текущего года предлагается создать не менее двух тестовых зон с покрытием 5G для тестирования полностью беспилотных машин.

До октября этого года планируется внести изменения в постановление правительства 1415, чтобы расширить возможности тестирования автономных транспортных средств. Предложено проводить испытания на закрытых территориях без человека в салоне, что сейчас является обязательным условием. Также предлагается разрешить коммерческую эксплуатацию этих машин, например, в качестве такси, но с оператором на водительском сиденье. Компания «Яндекс» выразила мнение, что новые возможности в сфере автономной технологии должны появляться уже сейчас для поддержания высоких темпов развития.

Кроме того, к сентябрю планируется представить в Госдуму законопроект, который детально определит права и обязанности всех участников процесса автономной эксплуатации.

К концу года также запланировано разработать и принять рекомендации по расследованию ДТП с полностью автоматизированными транспортными средствами, а также согласовать стандарт передачи данных между автомобилем и инфраструктурой (V2X). Предлагается также создать не менее двух тестовых зон с технологией 5G для испытания полностью беспилотных автомобилей в этом году.

Россия должна перейти от опытной эксплуатации беспилотников в отдельных регионах к полноценной

В период с 2021 по 2022 годы Россия планирует перейти от экспериментального использования беспилотных транспортных средств в отдельных регионах к их полноценной эксплуатации. По дорожной карте, в следующем году будут установлены стандарты страхования ответственности за возможный вред, причиненный беспилотниками, включая установление предельных страховых премий. Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков, Евгений Уфимцев, отметил, что в настоящее время компании по всему миру работают над вопросами страхования инновационных транспортных средств, однако остается нерешенным вопрос, чью ответственность страховать — владельца или оператора беспилотника.

План также включает принятие закона об эксплуатации беспилотных транспортных средств в 2021 году, а также разрешение на коммерческое использование автомобилей без водителей в тестовом режиме. Кроме того, до конца следующего года должны быть установлены требования к дорожной инфраструктуре для автоматизированного транспорта. В этот же срок планируется разработать меры поддержки производителей и эксплуатантов беспилотных машин, а также провести работы по популяризации таких транспортных средств в обществе.

К концу 2022 года, согласно дорожной карте компаний, Россия должна быть готова к переходу от тестовой эксплуатации беспилотных транспортных средств (ТС) к их полноценному использованию. На заключительном этапе этого процесса, который запланирован к декабрю 2022 года, предполагается внести необходимые изменения в законодательство, включая Правила дорожного движения (ПДД), и установить общие требования для допуска беспилотников на дороги стран Таможенного союза. Кроме того, необходимо будет утвердить условия сертификации автономного транспорта, разработать системы контроля за автоматизированными грузовиками и внедрить базовые принципы взаимодействия беспилотных машин друг с другом и с дорожной инфраструктурой.

По данным дорожной карты, на третьем этапе внедрения полностью автоматизированных ТС в России предстоит решить ряд технических задач. Это включает создание тестовых зон для отработки взаимодействия беспилотных автомобилей с цифровой инфраструктурой в крупных городах, включая сети V2X и 5G, а также дополнительные полигоны для ускоренной сертификации автономного транспорта. Требуется также обеспечить покрытие основных магистралей связью не ниже LTE (4G), а также создать инфраструктуру для мониторинга движения беспилотников и обеспечить достаточное количество ремонтных бригад для них.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.