Ушедшие из России: Топ-6 компаний, продавших бизнес за символическую сумму во время СВО

Фото: ShutterStock

Западные компании, которые ранее активно работали на российском рынке, столкнулись с немалыми трудностями и потерями после своего ухода. Однако, удивительным образом, они предпочитают молчать о своих неудачах и не делиться опытом с остальным миром.  Аналитик и публицист Александр Роджерс рассказал о всех проблемах с которыми столкнулись иностранные компании, которые покинули рынок РФ. Об этом пишет информационный портал 1rre.ru.

Топ-6 компаний, продавших бизнес за символическую сумму во время СВО

Российский аналитик и публицист Александр Роджерс рассказал о том, почему западные гиганты боятся рассказывать, как банкротятся после ухода с российского рынка. Завоевать рынок тяжело, потерять — легко, вернуться после скандала — чрезвычайно проблемно. На рынок вместо западных автомобилей активно заходят китайцы, иранцы и прочие производители. Со временем к этим маркам привыкнут, а это уже не только репутация, проверенная годами, но и привычка: многие люди любят покупать продукты проверенных производителей. Вплоть до того, что чем дольше определённые марки не будут заходить на российский рынок, тем меньше останется механиков, умеющих их чинить. И впоследствии, если эти производители захотят снова зайти на наш рынок (если их ещё пустят, что не факт), им придётся тратить время и деньги на переобучение и сертификацию новых механиков.

Издание The Bell собрало все данные о сделках по продаже иностранцами российского бизнеса. Фактически в России наблюдалось две волны исхода зарубежных компаний: весной, когда на эмоциях бизнес сбывали за копейки, и осенью, когда подход к сделкам сильно изменился. К ноябрю конкуренция среди крупных игроков выросла. В итоге если сразу после начала военных действий бизнес сбывали задешево, то сейчас сумма продажи достигает нескольких десятков миллиардов рублей. Яркий пример — продажа сервиса «Авито» нидерландской компанией за 151 млрд рублей. На втором месте российский бизнес Mondi — его оценили в 95 млрд рублей.

Самыми дешевыми оказались автозаводы, «нефтянка», магазины OBI и, как ни странно, сеть ресторанов «Макдоналдс». Так, завод Renault (который вернул прежнее название «Москвич») продали за 1 рубль, российские активы Nissan и строительные супермаркеты OBI — за 1 евро. Нынешняя сеть «Вкусно — и точка» была куплена Александром Говором за 1 млн рублей.

Эксперты поясняют: весной российские власти активно тормозили процесс ухода иностранного бизнеса из страны. Было подписано постановление, по которому все сделки и операции российских компаний с гражданами и фирмами из так называемых «недружественных» России стран теперь должны одобряться специальной правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. При рассмотрении таких сделок комиссия в первую очередь оценивала стоимость активов: дисконт на бизнес должен был составлять не менее 50 % от рыночной цены.

По данным проекта Джеффри Зонненфельда и группы исследователей из Йельского университета, полностью ушли из России только 324, или меньше четверти, из 1 388 иностранных компаний, работающих в стране. Примерно столько же заняли выжидательную позицию: заморозили или сократили операции, отказались от новых инвестиций в Россию, приостановили маркетинг. Также есть игроки, которые уходят с рынка постепенно. В первую очередь Россию покинули те компании, у которых в стране не было производств. Далее «посыпались» те, кому стало сложно вести бизнес из-за санкций, например, при трудностях с поставками, а также крупные игроки, на которых оказывало давление общество. Зачастую бизнес продают богатым компаниям, которые обладают значительным капиталом и заинтересованы в расширении рынка. Распространенным решением при продаже также стала передача бизнеса действующему менеджменту с возможностью вернуться назад по опционному соглашению. Это порядка 32 % сделок с иностранными активами в публичном доступе.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.