Пропажа дизеля на заправках отражает субъективные причины, преобладающие в развитии российского топливного рынка
На половине автозаправочных станций исчезло дизельное топливо. Специалисты-эксперты уверены, что это явление временное и есть все возможности изменить ситуацию уже в ближайшее время. Для этого нефтяные компании, владельцы заправок и правительственные органы должны объединить усилия и действовать не разобщенно, а вместе.
Дизель на заправках пропал из-за конкуренции АЗС
При всем разнообразии дизайнерских изысков внешнего оформления, АЗС бывают только двух типов:
- независимые, владельцами которых могут быть любой человек, предприятие, организация;
- принадлежащие крупным нефтяным компаниям, продающим на своих станциях свою продукцию.
Конкуренция, существующая между ними с первого дня появления, резко обострилась в 2018 году.
Причины конкуренции стары, как мир, — это банальное распределение прибылей. Если прежде две стороны находили приемлемые схемы сосуществования, то в июне правительство уговорило нефтяные компании заморозить розничные цены на бензин и дизельку.
Крупнейшие вертикально интегрированные компании на топливном рынке известны. Это, прежде всего, Роснефть, которой принадлежат около трех тысяч АЗС, Лукойл (своих 2 600 станций) и Газпром нефть (1 200 АЗС).
Дизель на заправках пропал в результате зарегулированности рынка топлива
Компании цены заморозили. Чтобы сохранить прибыли, одновременно решили продавать дизельное топливо преимущественно на своих АЗС и ограничить его отпуск независимым. На практике это выглядит просто: нефтебазам, которые снабжали оптом и мелким оптом независимых, под разными предлогами ограничили отпуск.
Но это цветочки. Ягодки – поднятие цены на опт. Хотя это и противоречит логике, оптовая стоимость дизельного топлива для чужих стала выше, чем розничные цены на дизель на своих АЗС.
В конкретном выражении в среднем по стране сегодня зафиксирована цена на своей станции 43 руб. за литр, оптовая для конкурентов — 44,3 руб. за литр, на независимой АЗС — 45,3 руб. за литр, если удалось завезти.
Объективных причин для пропажи дизельного топлива на заправках не существует
В целом по стране насчитывается более 15 тыс. АЗС (по другим данным, с филиалами и отделениями — около 30 тыс.). Сегодняшняя статистика о том, что дизтоплива нет почти на половине заправок, отражает реальную структуру их распределения. На своих есть, на чужих нет.
НТС (Независимый топливный союз, объединяющий владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров) отмечает, что повышение отпускных оптовых цен началось в сентябре и продолжается в октябре. Правительство, к которому обратились представители НТС, пообещало сдерживать рост в пределах инфляции. При необходимости могут быть приняты более радикальные меры. Например, введены запретительные пошлины на нефтепродукты.
Эксперты предостерегают, что такие меры ситуацию изменят ненадолго и в конечном итоге могут даже усугубить ее. Предложено Минэнерго совместно с нефтяными компаниями подготовить альтернативные варианты, как сохранить на заправках текущие цены и устранить дефицит.
В целом обсуждается большая вероятность того, что ситуация изменится в лучшую сторону. Для этого есть все объективные предпосылки. Например, оптимистичные отчеты Роснефти о том, что растет производство дизельного топлива евро-5 и что в сентябре его поставки на внутреннем рынке увеличились на 20%.
- 10:51 Ремонт дизельной аппаратуры и ТНВД — выбор организации
- 18:50 От вас ничего не надо: Европа отказывается от энергоносителей из России – как эта инициатива влияет на страны
- 14:10 Как работает единственная в мире подземная АЭС
- 21:53 Резкого подорожания газа в Европе уже к концу зимнего периода 2022-2023 не миновать, — эксперт Юшков
- 20:54 Nord Stream 2 AG заявил о приостановке процедуры банкротства до 10 сентября
- 22:00 Когда завершат строительство проекта «Северный поток-2»
- 23:00 Объемы добычи нефти в мире пока наращиваться не будут
- 11:00 Энергия атома, нефти и угля уступает место энергии солнца, воды и ветра