Энергию какого топлива использует МКС для полёта и работы на орбите Земли

Фото: ShutterStock

Уже более 20 лет на орбите Земли работает самый дорогой в истории освоения космоса проект – Международная космическая станция (МКС). Этот орбитальный научный комплекс постоянно движется вокруг планеты со скоростью 28 тыс. км/ч. Естественно, что для полёта с таким ускорением станции требуется топливо.

Специалисты рассказали, на каком «горючем» летает и работает на земной орбите МКС.

На каком топливе летает МКС

Орбита, по которой Международная космическая станция летает вокруг Земли, расположена на высоте 400-450 км от поверхности планеты. Это относительно низкая высота, а значит, 390-тонной МКС постоянно приходится бороться с земной гравитацией – поддерживать установленную скорость примерно 8 км/сек. Для разгона станции, а также для корректировки её движения, положения и совершения манёвров, она снабжена 42 двигателями.

Все они работают на одном виде топлива: самовоспламеняющемся 2-компонентном, состоящем из горючего – несимметричного диметилгидразина, а также его окислителя – азотного тетраксида. Всего МКС имеет 16 топливных баков общей ёмкостью 6 тыс. 100 кг – по 8 резервуаров для каждого компонента. В 5 из них горючее и окислитель находятся под высоким давлением, а в остальных 3 – под низким.

Какие двигатели есть на МКС

Что касается «моторов», которых на МКС всего 42, то основными из них являются пара жидкостных реактивных двигателей коррекции и сближения (ДКС) многократного включения типа 11Д442 с мощностью (тягой) 417+16 килограмм-сил (кгс) каждый.

При помощи этих агрегатов можно корректировать орбиту станции во время её полёта, создавая дополнительное ускорение. Кроме такого режима тяги, эти жидкостные реактивные двигатели (ЖРД) имеют ещё и режим перекачки топлива, во время которого они могут перемещать горючее из баков с низким давлением в баки с давлением высоким.

Для стабилизации основного функционально-грузового блока (ФГБ) станции используют 24 ЖРД многократного включения типа 11Д45-8. Каждый из них обеспечивает тягу 40+2,0 кгс. В классификации эти «моторы» обозначаются как ДПС – двигатели причаливания и стабилизации.

Для стыковки МКС с космическими кораблями типа Space shuttle или Crew Dragon станция оснащена 16 двигателями точной стабилизации (ДТС) многократного включения 17Д58Э. Как и все агрегаты, эти тоже имеют вытеснительную систему подачи горючего. Каждый из 16 ДТС имеет мощность 1,36+0,06 килограмм-сил.

На каком топливе работает МКС

Большинство приборов и оборудования на борту МКС работают от электрической энергии, которой станцию обеспечивают солнечные панели. В настоящее время суммарно они могут вырабатывать 160 вольт, которые после прохождения через DDCU (преобразователь тока) трансформируются в напряжение 140 В постоянного тока.

Такой ток используется на американском сегменте МКС. Для других международных модулей напряжение изменяется в зависимости от потребности аппаратуры. К примеру, в японском модуле некоторое оборудование требует напряжение 124 В, другое – 50 или 28 вольт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как американские космонавты поделились с русскими едой на МКС

Российский сегмент МКС работает с напряжением 28 В. Такой стандарт тока был принят ещё в советской космонавтике. На предшественнице МКС – станции «МИР» – космонавтам приходилось поднимать «отечественные» 28 вольт до значения 120 В, чтобы обеспечить работу оборудования американских модулей.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.